Транспортный комплекс РФ превысил докризисный уровень

За минувший год в бюджетную систему страны организациями транспортного комплекса перечислено почти 515 млрд руб. Налоговых платежей, в том числе в федеральный бюджет — 441 млрд. Объем инвестиций в отрасль вырос с 2000 г. практически в 2 раза и составил 1,2 трлн руб. — примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику РФ. Грузооборот всех видов транспорта вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно-км, превысив докризисный уровень. Пассажирооборот за тот же срок прибавил 32,5%.

Практическими результатами нашей работы для жителей стал рост транспортной подвижности (на 5,3% по сравнению с 2010 годом), а для грузоотправителей — снижение транспортных издержек.

А теперь конкретно по видам транспорта. С 2000 по 2011 год объем перевалки грузов в морских портах РФ увеличился в 3 раза и составил более 535 млн тонн. В течение последних трех лет построены и в 2011 году введены новые мощности по обработке грузов в портах общим объемом около 30 млн тонн. Отечественные порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%. На долю портов Балтии и Украины приходится 15% против 50% в 2000-м.

Наметились позитивные тенденции в росте транспортной работы внутреннего водного транспорта. Объем перевозок грузов вырос за год более чем на 20%. Постепенно выходит из кризиса грузовая работа в речных портах. Благодаря увеличению государственной поддержки содержания внутренних водных путей удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным и опасным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Из 335 сооружений опасными остаются три, а в неудовлетворительном техническом состоянии — 51.

Важным итогом года стало принятие федерального закона, направленного на поддержку отечественного судостроения и судоходства. Закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных в этом смысле флагов. Существенным образом расширена сфера применения Российского международного реестра судов.

Хорошие перемены и на воздушном транспорте. В 2011 году впервые в постсоветской истории России отечественными авиакомпаниями перевезено более 64 млн пассажиров. Докризисный уровень превышен на 26%, по сравнению с 2000 годом рост — 2,8 раза. Пассажирооборот (166,6 млрд пасс-км) гражданской авиации превзошел показатели, достигнутые РФ в составе СССР, почти на 15%, а грузооборот — в 2 раза.

Стабилизирована аэродромная сеть. Реализована новая модель возрождения и поддержки региональных и местных перевозок на Дальнем Востоке, в Сибири и районах Крайнего Севера на основе развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры через механизм казенных предприятий.

В воздушном пространстве РФ внедрена новая система эшелонирования, использующая сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. Она позволяет: повысить пропускную способность воздушного пространства в два раза; сократить время ожидания вылета на 45%; обеспечить экономию топлива до 5%; сократить выбросы в окружающую среду на 5%.

Значительным результатом считаю разработку и реализацию программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока и Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и важность в первую очередь для дальневосточных жителей. В 2011 году количество субсидируемых маршрутов возросло до 30, а количество перевезенных пассажиров выросло на 16,5% (всего 371 тыс. чел.).

Коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос на 15% и также превысил докризисный уровень. Объем перевозок грузов, выполненный российскими международными автоперевозчиками, увеличился на 11%. За 10 лет объем внешнеторговых грузов, перевозимых российскими перевозчиками, увеличился более чем в 2,5 раза и достиг 46%.

На железнодорожном транспорте продолжаются структурные преобразования: пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении были выведены из состава деятельности ОАО «РЖД», созданы дочерние общества головной компании в сфере плановых видов ремонта вагонов и др. Сформирован конкурентный сегмент в области грузовых перевозок. К концу прошлого года парк приватных грузовых вагонов составил 98% от общего количества.

Несколько слов о финансировании отрасли. На реализацию основных приоритетов в 2011 году направлено из федерального бюджета почти 646 млрд руб., что в сопоставимых ценах ниже уровня 2010 года. Объем инвестиций по ФЦП составил примерно 355,2 млрд руб., что также соответствует уровню 2010 года. В качестве положительной тенденции необходимо отметить рост объема внебюджетных инвестиций на 22%.

В целом, считаю, 2011 год выдался насыщенным и результативным. Но, к сожалению, имели место тяжелейшие резонансные трагические события. В начале года (24.01.2011) в аэропорту Домодедово террористический акт: 37 человек погибло, 117 человек получили ранения. Спустя пять месяцев (20 июня 2011 г.) при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводск (Бесовец) произошла катастрофа самолета Ту-134 «Авиакомпании РусЭйр». Через 20 дней (10 июля 2011 г.) на Куйбышевском водохранилище произошла авария с пассажирским дизель-электроходом «Булгария». 7 сентября произошла катастрофа самолета Як-42 «Авиакомпания «ЯК СЕРВИС». В конце года в Охотском море затонула буровая платформа «Кольская».

Настораживает тот факт, что всплеску аварийности предшествовал рост инцидентов, которые явно сигнализировали о неблагополучном положении дел с безопасностью по ряду направлений. Однако в нужный момент должных выводов сделано не было. Вместе с тем работа по профилактике и предупреждению аварийности и обеспечение технологической безопасности — самая приоритетная для всей системы управления в отрасли.

А теперь о первоочередных задачах отрасли. Первое — модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. Безусловным приоритетом является реализация программ развития транспортных узлов. В течение ближайших двух-трех лет необходимо завершить устранение основных узких мест во всех транспортных коммуникациях.

Необходимо заниматься дальнейшим развитием терминальных мощностей в морских портах.

Подчас владельцы терминалов, используя монопольное положение, применяют меры недобросовестной конкуренции и создают искусственный дефицит обрабатывающих мощностей в портах. В этой ситуации представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании государством дополнительных мощностей для обеспечения необходимого уровня конкуренции. В 2012 году предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн тонн, и мы будем стимулировать работу в этом направлении. К 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн т в год, в том числе иметь 15-процентный резерв пропускной способности.

Приоритетными в сфере внутреннего водного транспорта являются вопросы обеспечения безопасности судоходства. Минтрансом подготовлен законопроект о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта, который предусматривает ряд мер, в том числе введение института государственного портового контроля в речных портах. Кроме того, в течение пяти лет необходимо устранить лимитирующие участки на Единой глубоководной системе европейской части РФ.

В обеспечении доступности транспортных услуг для населения прежде всего стоит вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. Следует продолжить работу по расширению сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий. В этой работе следует сделать акцент на оптимизацию работы предприятий, либерализацию требований к объектам, там, где это допустимо без ущерба безопасности полетов, внедрению типовых решений по объектам инфраструктуры.

В этом году правительством принято решение о начале программы по поддержке межрегиональных перевозок через механизмы субсидирования. В настоящее время сформировано 80 направлений и определены условия предоставления субсидий. На эту программу в течение ближайших трех лет предусмотрено выделение 3 млрд руб. Также предусмотрены финансовые ресурсы около 6,5 млрд руб. на поддержку программ закупки воздушных судов на основе компенсации ставки лизинга.

Для повышения качества и безопасности автомобильного транспорта необходимо продолжить работу по результативности нормотворческой деятельности в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, ответственности за перевозку пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Повышение уровня комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность. Основная задача в этом направлении — плановая реализация программных мероприятий. В первую очередь — завершение оценки уязвимости и категорирования объектов транспортного комплекса, а также разработка планов защищенности и оснащение объектов. Кроме того, на минтранс с 2012 года возложены функции государственного заказчика-координатора работ по проекту «Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Реализация этого проекта повысит транспортную безопасность благодаря повышению оперативности реагирования и эффективности ликвидации последствий транспортных происшествий на автодорогах, а также уменьшения тяжести последствий ДТП.

Поставленные задачи социальной и экономической направленности могут быть решены только путем концентрации усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса. При этом необходимо учитывать, что в силу объективной инерционности транспортной системы ее будущие проблемы должны решаться уже сегодня. Комплексный подход к решению транспортных проблем, их обсуждение в рамках расширенного правительства позволят создать благоприятные инфраструктурные условия для экономики.

Оплатить
Оплата наличными в офисе
или водителю при подаче автобуса.
Безналичный расчет
для юридических лиц
+ 20% ндс к сумме.
Связаться с нами
Работаем с 09:00 - 22:00 без выходных
ОНЛАЙН БРОНИРОВАНИЕ
Онлайн заявка