Закону о межсубъектных пассажирских автоперевозках быть!

В марте 2012г. на сайте «Электронное правительство» был опубликован для общественного обсуждения проект Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект направлен на установление правовых основ единого рынка автотранспортных услуг, приведение системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики.

Предметом настоящего законопроекта являются отношения, связанные с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, проходящим по территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации действует около 7 тысяч межрегиональных автобусных маршрутов, по которым на регулярной основе ежегодно перевозится более 200 млн. пассажиров.

В условиях сложившейся правовой неопределенности в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, которыми устанавливается собственный порядок организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам, часто предусматривающий дополнительные административные барьеры для перевозчиков. Нередко принятый в одном субъекте порядок открытия, функционирования, закрытия межрегионального маршрута не соответствует, а иногда и противоречит порядку регулирования этих же вопросов в другом субъекте. Что является существенным препятствием в развитии рынка транспортных услуг в соответствии с растущим спросом населения.

Законопроектом вводится ряд новых базовых понятий, направленных на унификацию подходов к организации перевозок пассажиров по межрегиональным маршрутам, которые в настоящее время отсутствуют в действующем законодательстве (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), таких как «автовокзал», «межрегиональный маршрут», «пропускная способность автовокзала», с целью их точного и единообразного толкования и практического использования.

Проект закона вызвал широкое общественное обсуждение. В обсуждении законопроекта приняло участие 103 эксперта, которыми было внесено 191 авторская редакция и сделано 293 комментария.

Председатель Правления Ассоциации «ОМПП «Межрегионавтотранс» С.В.Храпач, в качестве эксперта, также принял участие в обсуждении законопроекта, среди 103 экспертов по рейтингу он занял 5 место.

Предлагаемые решения, заложенные в законопроекте, позволят:

— организовать допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности связанной с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам;

— обеспечить снижение стоимости услуг по перевозке пассажиров по межрегиональным маршрутам за счет развития конкуренции;

— устранить административные барьеры для развития рынка межрегиональных перевозок;

— сформировать единый государственный реестр межрегиональных автомобильных маршрутов;

— повысить информированность населения о межрегиональных автомобильных перевозках;

— уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с межрегиональными автомобильными перевозками пассажиров, в связи с введением дополнительного контроля за техническим состоянием транспортных средств используемых для перевозки пассажиров;

— усилить транспортную безопасность, в связи с введением именных билетов для пассажиров.

Особенно хочется отметить, что инициатором законопроекта выступил заместитель Министра транспорта РФ Н.А.Асаул. Согласно предложенной им концепции закона, он должен ввести общие правила организации межрегиональных пассажирских автоперевозок, но при этом, закон не должен вводить обременения для автотранспортного сообщества, выражающегося в дополнительных административных барьерах и коррупциогенных факторах.

В проекте это оптимальное сочетание регулирования и экономических рычагов нашло сове отражение. Так, по мнению Н.А.Асаула, предприниматели, задействованные в перевозке пассажиров должны соответствовать условиям безопасности, на при этом влияние органов власти на процесс организации их деятельности должен быть минимален. Именно по этому в проекте закона не предусмотрена не несущая практической цели процедура согласования маршрута с органами власти на местах. Предполагается, что орган власти субъекта РФ, при согласовании работы автостанции, учел объем ее пропускной способности и возможности обслуживания определенного количества пассажиров, следовательно, руководство автостанции, как хозяйствующий субъект, само вправе определять количество работающих перевозчиков, условия сотрудничества. Здесь вмешательство власти излишне как для власти, т.к. стимулирует коррупцию, желание конъюктурного воздействия на предпринимательскую деятельность, так и для предпринимателей, которые в некоторых регионах, при наличии условий, не могут годами получить необходимых согласований от региональных органов власти.

Более того, по мысли Н.А.Асаула, необходимо создать ряд реестров: маршрутов, подвижного состава, что позволит заинтересованным органам осуществлять мониторинг за перевозками практически в режиме реального времени, что скажется, безусловно, на качестве контроля за перевозчиками и естественным образом отразиться на безопасности перевозок.

Обсуждаемая на заседаниях в 2011г. на Координационном совещании проблема монополизма со стороны владельцев автовокзалов при принятии решений о размещении перевозчиков, предусмотрена конкретной нормой закона, которая запрещает отказывать перевозчикам в заключении с ними договоров. Эта норма непосредственно защищает интересы перевозчиков от имеющих место злоупотреблений со стороны руководства отдельных автовокзалов в ряде субъектов РФ. Это революционное нововведение, направленное на демонополизацию рынка автовокзальных услуг. Ранее эту проблему никогда не обсуждали в коридорах Минтранса РФ. И только за это нововведение надо сказать огромное спасибо Н.А.Асаулу.

Сама система организации межсубъектных перевозок, предлагаемая в проекте закона, формируемые при этом реестры маршрутов, транспортных средств создают условия для реализации Единого расписания движения автобусов по межрегиональным и международным маршрутам в РФ, о чем ставил задачу Министра транспорта РФ И.Е.Левитин в 2010г.

Усилия Н.А.Асаула, при поддержке активных и не безразличных участников автотранспортного сообщества, реализуются в федеральный закон, который не только поставит точку в хаотичном существовании отрасли, но и заложат условия для формирования единого транспортного пространства, регулируемого рыночными механизмами, с минимальным вмешательством государства.

Такой закон отрасль ждет давно, с 2007г., когда был разработан и внесен в Государственную думу ФС РФ аналогичный законопроект, не продвинувшийся дольше второго чтения.

Теперь в нас в Госдуме РФ профильным комитетом по транспорту руководит бывший заместитель Министра транспорта РФ Е.С.Москвичев, ему помогает бывший Министра транспорта РФ, а ныне депутат Госдумы РФ В.Б.Ефимов, думается, что эти профессиональные транспортники, имеющие огромный опыт в руководстве отрасли, в законотворчестве смогут поддержать инициативу И.Е.Левитина и Н.А.Асаула по формированию адекватных рыночных условий работы отрасли, которые позволят качественно обновлять подвижной состав и повышать качество, безопасность и доступность пассажирских автоперевозок, которыми ежегодно пользуется более 200 миллионов жителей нашей страны.

А если вдруг Госдума РФ по каким-то причинам будет оттягивать принятие данного очень нужного законопроекта (что маловероятно, при наличии там наших коллег – транспортников), то будет понятно, кто не заинтересован в наведении порядка в отрасли и кто ставит личные амбиции выше интересов страны.

Ассоциация «ОМПП «Межрегионавтотранс» участвует в рабочей группе по подготовке поправок к законопроекту, при желании, мы ждем предложений от не безразличных членов автотранспортного сообщества для их учета и корректировки проекта федерального закона.

Оплатить
Оплата наличными в офисе
или водителю при подаче автобуса.
Безналичный расчет
для юридических лиц
+ 20% ндс к сумме.
Связаться с нами
Работаем с 09:00 - 22:00 без выходных
ОНЛАЙН БРОНИРОВАНИЕ
Онлайн заявка